Деградация основных фондов в экономике РК вынуждает правительство в очередной раз менять инвестиционную политику
Выборы за «Новый Казахстан». Выпуск № 3.
По итогам 2020 года уровень изношенности основных фондов в экономике достиг 43%.
В критическом состоянии находятся горнодобывающий сектор и теплоэнергетика. Производственные базы отраслей выработали эксплуатационные ресурсы на 67% и 73% соответственно.
В неудовлетворительном состоянии и телеком: износ фондов здесь составил 51%.
Масштабы инвестиций в экономике РК также уменьшаются. С 2018-го по 2021 год доля инвестиций в основной капитал в ВВП упала с 19% до 16%, что оставляет вопросы к политике модернизации реального сектора экономики. Откуда брать финансовые ресурсы на обновление фондов?
Структура национального инвестпортфеля — образец сырьевой экономики. В промышленность, транспортную инфраструктуру и «недвижимость» направлено 80% всех инвестиций, а в человеческий капитал — всего 6,2% (в этот блок входят четыре отрасли: образование, здравоохранение, наука, культура и досуг).
Чтобы как-то поправить инвестиционную позицию страны, правительство по поручению президента в июле разработало Концепцию инвестиционной политики Казахстана до 2026 года. Разработчики стратегической программы «обнаружили» глобальные тренды в мировой экономике — переход бизнеса на принципы ESG и Цели устойчивого развития (ЦУР).
Бизнес должен соответствовать принципам социальной ответственности, экологичности, финансовой прозрачности и подотчётности перед обществом. А деятельность бизнеса должна быть направлена на реализацию задач устойчивого развития.
Эти процессы идут в мире уже несколько лет, имплементация решения задач ЦУР в казахстанскую систему госпланирования должна была начаться ещё в 2017-м, но правительство «созрело» только к середине 2022 года.
Ведущие экономики продолжают ужесточать требования по ESG, особенно по климату. Для отстающих с точки зрения ESG юрисдикций это существенно усложнит в будущем условия торгово-инвестиционного взаимодействия с ЕС, США, Великобританией и некоторыми другими передовыми странами. Глобальным компаниям проще отказаться от отстающих в сфере ESG «токсичных» активов и партнёров, чем сталкиваться далее с финансовыми, репутационными и иными последствиями.
Казахстанский бизнес, включая многие банки, которые должны быть локомотивами внедрения практик ESG наряду с государственными регуляторами, пока демонстрирует значительное отставание от глобальных процессов в сфере ESG.