«Офшорная площадка» вместо хаба для «умных» проектов: проблемы Astana Hub
В рейтинге стран по стартап-экосистеме Казахстан занял лишь 74-е место из 100 в мире, попав в тридцатку аутсайдеров. Страна уступила не только развитым, но и многим развивающимся странам, среди которых как страны СНГ, так и, скажем, африканские государства и страны Азии. К примеру, выше Казахстана оказались не только Грузия, Беларусь, Армения, Украина и Россия, но и Вьетнам, Кения, Нигерия.
Такое положение дел в РК показывает, что развитие поддержки стартап-проектов и, соответственно, современного предпринимательства в стране находится в достаточно плачевном состоянии.
Лидерами рейтинга ожидаемо стали США, Великобритания, Израиль, Канада и Швеция.
Нахождение Казахстана на задворках рейтинга отражает имеющиеся в стране проблемы. Заметим: центром развития стартап-проектов в РК считается международный технопарк IT-стартапов Astana Hub.
Миссия Astana Hub звучит весьма амбициозно: стать центром развития инновационных проектов, выпускать прорывные IT-компании, а также стать очагом для притяжения критической массы молодых и талантливых IT-специалистов со всего мира. Более того, для стимулирования и привлечения инновационных идей резидентам Astana Hub предоставлены налоговые преференции (освобождение от уплаты налогов) с правом упрощённой регистрации по принципу экстерриториальности.
Однако деятельность хаба вызывает много вопросов и сомнений. Так, согласно проведённому аудиту со стороны Счётного комитета, значительная часть средств, выделяемых Astana Hub в рамках государственного задания и направленных на обеспечение социально-экономической стабильности и культурного развития государства, направляется на аренду помещений у АО «Национальная компания „QazExpoCongress“» (с учётом коммунальных услуг) и заработную плату, общие затраты по которым составили 3,2 млрд тг. В 2019 году показатель составлял 874,1 млн тг, или 66,2% от выделенных государством средств; в 2020-м — более 1 млрд тг, или 52,5%, в 2021 году — 1,3 млрд тг, или 52,7% от всей суммы.
Более того, аудитом установлено завышение технопарком Astana Hub расчётов по указанным видам затрат, что привело к необоснованному планированию и использованию бюджетных средств, выделенных в рамках государственного задания, на сумму 216,5 млн тг.
Вопрос развития стартапов на площадке технопарка Astana Hub всегда стоял остро, он актуален и по сей день. Потенциальных участников в РК достаточно много. К примеру, по состоянию на начало августа текущего года в РК числилось 53,4 тыс. новых ещё не активных компаний. При этом активных молодых компаний ещё больше, то есть масштаб необходимости развития стартап-экосистем весьма значителен.
При этом в качестве участников хаба зарегистрированы юрлица, которые уже являются состоявшимися субъектами ИКТ с готовыми продуктами и не нуждаются в площадке технопарка именно как стартапы, однако используют налоговые преференции в качестве его участников (судя по аудиту, не всегда законно).
Отметим: приказом МЦРИАП от 11 апреля 2019 года утверждён «Перечень приоритетных видов деятельности в области информационно-коммуникационных технологий и критериев собственного производства». При этом отдельные компании, в бизнес-планах которых предусмотрена закупка (импорт) оборудования для создания центров обработки данных, включены в число участников Astana Hub. Так, по состоянию на 10 ноября 2021 года в технопарке были зарегистрированы 574 участника, в том числе 112 участников с видом деятельности «Услуги по обеспечению комплексной вычислительной инфраструктурой для выполнения вычислительных операций и обработки данных».
Таким образом, деятельность Astana Hub не только вызывает много вопросов в плане эффективности, но и слабо контролируется со стороны уполномоченных органов, что приводит к серьёзным нарушениям по многим направлениям.
Это негативно сказывается на стартап-экосистеме страны и на разумном распределении бюджета РК, а также на репутации хаба и в целом республики на международной арене.