Бизнес и экономика

Казахский ритейл: чем грозят «чёрный рынок» и торговля «мимо чеков»?

Судя по официальным данным, средний чек на одного жителя самой густонаселённой Туркестанской области сразу в 19 раз меньше, чем на жителя Южной столицы.

О том, что розничная торговля в РК отличается «серостью», мы пишем не первый год (12). Достаточно посмотреть на цифры, предоставляемые БНС АСПиР РК, чтобы у любого гражданина возникла масса вопросов. Так, скажем, в сельской местности в Казахстане сегодня проживает более 40% населения. В то же время в официальном обороте розничной торговли на сёла пришлось всего 7,4% объема ритейла за август текущего года и лишь 7,7% за первые восемь месяцев года в совокупности (январь–август).

Эта динамика не меняется с течением времени, а статистика не становится совершеннее. Для справки: доля сельской местности в ритейле в целом за 2021 год составляла такие же сомнительные 8,3%, за 2020-й — 9%. Такой неадекватный разрыв между селом и городом не объяснить никакой разницей в ценах, никаким собственным производством продуктов питания в сёлах, никакими поездками в города за покупками — цифры слишком отличаются от ожидаемых. Такие данные прямо говорят о том, что за пределами городов реальные объёмы торговли не учитываются практически вообще никак.

И проблема здесь не в том, что торговля в РК на всевозможных базарах и в прочих неконтролируемых точках продаж зачастую идёт «мимо чеков». Точнее, это, разумеется, проблема, и ситуация отрицательно сказывается на недоборе налогов, недоучёте труда граждан в сфере ритейла, а соответственно и недоплатах таким занятым, на ничем не подкрепляемом ценообразовании в таких точках «нецивилизованной» продажи и прочем. Но главная опасность в том, что подобная неконтролируемая розничная торговля, как в сёлах, так и в самих городах и пригородах, лишает казахстанских потребителей всякой защиты, а зачастую и подвергает прямой опасности и угрозе для жизни.

В течение многих лет СМИ и официальные надзорные органы РК регулярно пишут о вопиющих фактах угрозы жизни и здоровью населения, как в регионах, так и в крупных городах. Опасность представляют одежда и «левая» косметика; купленные на рынке детские игрушки — и об этом также пишут давно (123), хотя в случае с детскими товарами ситуация выглядит совсем неприятно; приобретённые на базарах продукты питания — причём тут могут быть как изначально некачественные продукты, так и, скажем, массовая просрочка.

И это помимо того, что в таких неконтролируемых или слабо контролируемых точках продаж не соблюдаются санитарные нормы, температурный режим и прочее, а также в случае торговли «мимо чеков» у граждан нет возможности обратиться к регуляторам для отстаивания своих интересов. А отстаивать приходится: только за первое полугодие текущего года в Комитет по защите прав потребителей и его территориальные департаменты поступило 11,6 тыс. обращений — на 42% больше, чем за аналогичный период 2021-го (8,2 тыс. обращений).

В целом то, как официальные данные отличаются от реальной картины, ещё очевиднее при рассматривании статистики в региональном разрезе. Так, например, в общем объёме официального проведённого по чекам ритейла на две столицы по итогам восьми месяцев текущего года пришлось сразу 43,6% всех продаж, а непосредственно в августе — 45,7%. Напомним: в общей численности населения РК на Алматы и Астану к 1 августа текущего года приходилось всего 17,6% жителей страны.

В то же время на самую густонаселённую Туркестанскую область — а почти 11% всех казахстанцев проживают именно там — пришлось лишь 1,7% всех розничных продаж за январь–август текущего года (и 1,8% непосредственно в августе). При такой статистике оценить реальный объём ритейла в регионе в принципе не представляется возможным — ни в городах, ни в сёлах. А значит, ни о какой защите потребителей речь в принципе не идёт даже теоретически.

Точно такая же картина складывается, если рассчитать средние чеки, то есть объём ритейла на душу населения. Окажется, что на одного алматинца за восемь месяцев пришлось 1,34 млн тг розничных продаж, в то время как на одного жителя, скажем, всё той же Туркестанской области — всего 71,5 тыс. тг, то есть сразу в 19 раз меньше.

Некорректная статистика — не просто проблема абстрактных цифр. Речь о том, что без реальных оцифрованных, правдивых и актуальных данных невозможно предпринимать адекватные меры для поддержки любой сферы экономики, включая торговлю. А значит, невозможно контролировать и улучшать условия работы, анализировать и вовремя видеть «узкие места» и опасности, грозящие в будущем, принимать необходимые законы и проекты как на госуровне, так и на локальном уровне МИО и самого бизнеса, и так далее.

К сожалению, судя по таким данным, до цивилизованной торговли и, соответственно, реальной защиты прав казахстанских потребителей и возможности для всех граждан приобретать качественные безопасные продукты нам ещё очень далеко.

Источник
finprom.kz

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»