3 из 10 сотрудников промсектора Казахстана работают на предприятиях горно-металлургического комплекса
ГМК обеспечивает более 10% ВВП страны и треть всей валовой добавленной стоимости промышленности РК.
Горно-металлургический комплекс имеет колоссальное влияние на социально-экономические реалии Казахстана. Так, по итогам второго квартала текущего года к ГМК относилось уже 28,3% общей списочной численности работников всего промышленного сектора РК, против 27,7% годом ранее и 25,4% в аналогичном периоде 2016 года.
В частности, непосредственно в секторе добычи металлических руд списочная численность работников составляла 84,7 тыс. человек — на 1,4% больше, чем годом ранее. Это 13,2% от всех работников промышленности и сразу 43,7% от сотрудников горнодобывающей сферы. В свою очередь, в металлургии и производстве готовых металлических изделий числилось 97 тыс. сотрудников — на 4,6% больше, чем год назад. Это 15,1% от списочной численности работников промышленности и 32% от трудоустроенных в сегменте переработки.
Зарплаты в секторе традиционно намного выше и чем средние в целом по РК, и чем зарплаты в промышленности. Так, в металлургии среднемесячная номинальная заработная плата по итогам второго квартала текущего года достигала 425,1 тыс. тг — на 36,3% больше средней зарплаты по стране и на 9,9% больше, чем по промышленному сектору. Более того, зарплаты в сегменте добычи металлических руд превосходили средние сразу на 41,5%, а средние по промышленности — на 14,1%, достигнув уже 441,6 тыс. тг.
То есть, по сути, 3 из 10 сотрудников промышленного сектора РК работают на предприятиях ГМК, и получают эти работники намного больше средней зарплаты по стране.
Напомним: крупнейшими предприятиями горно-металлургического комплекса РК в сфере добычи железных руд и чёрной металлургии являются ТНК «Казхром», Жайремский ГОК, Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение (ССГПО), АО «АрселорМиттал Темиртау», АО «Темиртауский электрометаллургический комбинат» и другие. В сфере добычи и переработки цветных металлов ключевые предприятия — ТОО «Корпорация Казахмыс», ТОО «Казцинк», АО «Алюминий Казахстана», АО «Казахстанский электролизный завод», АО «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат» и прочие.
Помимо обеспечения населения работой, компании ГМК много делают для поддержки регионов РК, включая моногорода и посёлки. Развитие Экибастуза поддерживает KAZ Minerals, Алтая и Риддера — Казцинк. Казахмыс активно вкладывается в развитие Карагандинской, а теперь и новообразованной Улытауской области. К примеру, компания направила 1,8 млрд тг на развитие моногородов Жезказгана, Сатпаева, Балхаша, а также Улытау. Проекты затрагивают такие социально значимые сферы, как безопасность проживания, профилактика и предотвращения правонарушений и прочее. Реализуются и проекты по медицинскому оснащению, улучшению экологии и т. д.
В свою очередь, Евразийская Группа (ERG) поддерживает развитие таких городов, как Хромтау, Рудный, Аксу, посёлков Качар и Октябрьский и прочих. Ежегодно компания заключает меморандумы о социально-экономическом развитии Павлодарской, Актюбинской, Костанайской, Карагандинской областей и Шымкента. В среднем каждый год эти регионы получают в сумме до 3,5–4 млрд тг на соцразвитие. В рамках таких меморандумов, к примеру, группа обеспечила автобусами шахтёрский моногород Хромтау, где ранее вообще не было городского транспорта — на это направили 77,1 млн тг. В моногородах Аксу, Хромтау и Рудном действует проект группы Tugan Qala. В его рамках за счёт компании реализуются вносимые гражданами предложения по благоустройству городов. За время работы проекта было подано 533 проектных предложения, 54 проекта-победителя 2020-го и 2021 года уже профинансированы на 300 млн тг. Также, к примеру, в рамках социальной поддержки группа недавно выделила 1 млрд тг на восстановление лесов после пожаров в Костанайской области.
Экономический вес ГМК также сложно переоценить. Так, по итогам семи месяцев текущего года промышленное производство в сфере добычи металлических руд достигло 2,1 трлн тг (против 1,8 трлн тг годом ранее) — это 7,3% от всего производства промышленной продукции в стране и 13,7% от выпуска горнодобывающего сектора. В свою очередь, объём выпуска в сфере металлургии и производства металлических изделий составил уже 5,6 трлн тг, против 4,3 трлн тг годом ранее. Это сразу 20% от всего промышленного производства в РК и 48,5% (почти половина) от объёма выпуска сегмента переработки.
Проще говоря, ГМК обеспечил 27,3% всего промышленного производства за январь–июль текущего года. Для понимания масштабов: ГМК в стоимостном выражении производит больше, чем пищепром, легпром, химпром, фармпром, производство продуктов угле- и нефтепереработки, пластмассовых, резиновых, деревянных, бумажных и строительных изделий, машиностроение, а также энерго-, тепло- и водоснабжение вместе взятые.
Такая же ситуация наблюдается и в экспорте, то есть в том, насколько Казахстан конкурентоспособен и как может зарабатывать на внешних рынках. Здесь металлы и изделия из них по итогам 2021 года обеспечили стране 5,1 млрд долл. США — это 18,9% от всех экспортных объёмов, или больше, чем продукты пищепрома и АПК, химпрома, фармпрома, легпрома, производства строительных, пластмассовых, резиновых, деревянных изделий, а также машиностроения вместе взятых.
Соответственно, вес ГМК в ВВП страны очень значителен. Так, валовая добавленная стоимость (ВДС) сегмента добычи металлических руд по итогам первого квартала текущего года составила 643 млрд тг (а за весь 2021 год — 2,7 трлн тг). Это порядка 3,3% от ВВП РК, 10% от ВДС промышленности и сразу почти 21% от ВДС горнодобывающей сферы. Более того, ВДС металлургии и производства готовых металлических изделий в первом квартале составила 1,3 трлн тг (и 4,9 трлн тг — за весь 2021 год). Это уже 6,8% от ВВП РК, 20,9% от ВДС промсектора и сразу 46,2% от ВДС обрабатывающей промышленности страны.
Таким образом, ГМК РК обеспечивает более 10% ВВП страны и треть всей валовой добавленной стоимости промышленности Казахстана. И это без учёта смежных отраслей, таких как производство кокса, машиностроение, промстройсегмент и т. д. В масштабах экономики это примерно столько же, сколько весь сегмент АПК и вся строительная сфера вместе взятые.
Ощутимо влияние ГМК и на рынок труда. Так, согласно оценке по методике EY вклада Евразийской группы, в которую входят, в частности, ТНК «Казхром», АО «Алюминий Казахстана», АО «Казахстанский электролизный завод» и прочие, при том, что в компаниях группы работали 60 тыс. человек, в целом благодаря деятельности ERG обеспечены работой 146,5 тыс. казахстанцев.
Предприятия сферы ГМК сегодня активно растут и расширяются, соответственно растёт и количество генерируемых рабочих мест как в отрасли, так и вокруг неё. Так, группа Kazminerals в 2021 году успешно завершила расширение Актогайского ГОК (производство меди в концентрате из сульфидной руды), предусматривающее двукратное наращивание мощностей. Проект уже приносит результаты: производство меди в первом квартале текущего года показало рост на 20%. На расширенной площадке работают 1,5 тыс. человек.
В свою очередь, уже упомянутые ERG в 2021 году дали старт в Карагандинской области строительству завода по выпуску спецкокса, необходимого при производстве ферросплавов и чистого кремния. Мощность завода составит 400 тыс. тонн продукции в год. Инвестиции в проект — более 40 млрд тг. На новом предприятии будет создано 120 рабочих мест.
Ещё один пример — Казцинк. Компания запустила в 2021 году новую полиметаллическую обогатительную фабрику в поселке Жайрем Карагандинской области. Мощности позволяют перерабатывать около 5 млн тонн руды в год. Создано почти 500 дополнительных рабочих мест.
Также ГМК напрямую влияют на развитие МСБ в Казахстане. В частности, весной текущего года на форуме «Развитие внутристрановой ценности в горно-металлургическом комплексе РК» МИИР РК анонсировали разработку программ развития пояса МСБ вокруг крупных предприятий ГМК с привлечением дополнительного финансирования от БВУ, механизмами гарантирования обеспечения сырьём, а также с учётом обязательств по заключению долгосрочных и офтейк-контрактов с казахстанскими предприятиями и новых механизмов проведения закупок. В середине лета была утверждена Программа развития внутристрановой ценности и экспортоориентированных производств, которая должна реализоваться с 2022-го по 2026 год. К слову, мы уже писали о том, как работает поддержка казахстанского бизнеса крупными предприятиями через систему закупок.
В целом, по словам министра индустрии и инфраструктурного развития Каирбека Ускенбаева, новые проекты ГМК входят в число ключевых по РК. Так, в число проектов флагманов чёрной металлургии входит запуск четырёх сталелитейных заводов, двух заводов по производству полукокса и сразу пяти ферросплавных заводов. Проекты направлены на импортозамещение продукции на 1,2 млрд долл. США, экспорт продукции ожидается на сумму 3 млрд долл. США.
В цветной металлургии до 2025 года планируется реализация 11 ключевых проектов. В алюминиевой отрасли планируется реализация шести ключевых проектов по производству продукции. Это позволит нарастить экспорт на 645 млн долл. США. Кроме того, планируется строительство трёх заводов по производству готовых изделий из меди. Это позволит нарастить экспорт на 200 млн долл. США.
В непростой текущей ситуации, когда экономику и население Казахстана накрывает всё новыми волнами кризисов, а ситуация с ценами на углеводороды остаётся шаткой, значимость ГМК для Казахстана лишь усиливается. Радует, что в целом сектор демонстрирует оптимистичные тренды и не останавливается в развитии.