К такому выводу пришли эксперты 15-го Международного конвента ведущих ритейлеров и поставщиков «Мир торговли», который состоялся 2-3 июня в Алматы.
На встрече присутствовали генеральный директор торговой сети Magnum Cash&Carry Азамат Османов, генеральный директор торговой сети SMALL Демид Самошкин, управляющий директор департамента торговли НПП РК «Атамекен» Асет Айтбаев.
Рынок ритейла за последние несколько лет столкнулся с серьезными испытаниями, которые вызвали проблемы ассортиментного голода на полках в магазинах, нарушения цепочек поставок импортной продукции, рост цен на потребительские товары.
«Ассортиментный голод уже ощущается, и он будет продолжаться. Цены взлетели на 30-35 %. Мы это наблюдаем по среднем чеку. Если раньше средний потребитель закупался на 10 000 тенге, то сейчас на 15 000 тенге. Изменилась структура потребления. Покупатель не стал покупать меньше, он стал покупать совершенно другой продукт. Средний ценовой сегмент стал неинтересен, покупатель переходит в нижний ценовой сегмент», – сказал Демид Самошкин, генеральный директор торговой сети SMALL.
Во избежание дефицита некоторых категорий товаров и обеспечения продовольственной безопасности страны торговые сети вынуждены открывать для себя новых поставщиков и укреплять долгосрочные логистические цепи поставок. Так, за последние несколько месяцев на казахстанском рынке появилась продукция из Ирана – страны, которая находится под санкциями уже 40 лет и выпускает весь спектр продукции – от конфет до бытовой химии. По словам Демида Самошкина, торговая сеть SMALL – одна из первых в Казахстане наладила торговые отношения с этой страной.
Одной из обсуждаемых тем на повестке дискуссии стало государственное регулирование цен, которое, по мнению предпринимателей, не приносит ожидаемых результатов.
«В кризисное время, когда механизм дал сбой, никакие инструменты сдерживания цен не работают. Мы имеем дело со сбоем цепочек поставок, ростом цен по ключевым категориям. Логистика выросла не в два и даже не в три раза. Как сдержать рост цен – это фундаментальная проблема», – высказался Азамат Османов, генеральный директор торговой сети Magnum Cash&Carry.
Поднялся вопрос о льготном кредитовании торговых сетей для сдерживания цен.
«Государство выдает торговым сетям льготные кредиты. Многие думают, что это подарок для торговых сетей. Но это не так. Эти деньги идут на сдерживание цен для конечного потребителя. Наценка на товары, которые мы закупаем за счет государственных льготных кредитов, составляет в среднем 5% и не покрывает даже наши расходы на аренду помещений, зарплату сотрудникам, отопление, электричество и т. д. Но мы идем на это, чтобы помочь государству сдерживать инфляцию и поддержать наших покупателей в трудные времена. Государство выдает льготные займы торговым сетям, а не производителям лишь по той причине, что для государства это гарант возврата денежных средств», – отметил Азамат Османов.
Тему регуляторного сдерживания цен поддержал Асет Айтбаев, управляющий директор департамента торговли НПП РК «Атамекен».
«Мы понимаем, что покупательская способность не растет, а цены растут. Это очень сильно настораживает правительство. Правительство задается вопросом, почему бизнес повышает цены. По-моему мнению, надо делегировать ценообразование. Этот регуляторный инструмент правительства нерабочий, бесполезный. Контролировать жесткую наценку на сахар и муку условно, это не приводит к сдерживанию цен. В итоге цены все равно растут. Вывод элементарный. Если бы это работало, цены бы не выросли. Мы выступаем в правительстве с четкой позицией – отменить государственное регулирование ценообразования на социальные товары», – сказал Асет Айтбаев.
Одним из инструментов сдерживания инфляции эксперты назвали развитие собственных цепочек поставок. Это также гарантирует наличие товаров на полках в магазинах в сложные для бизнеса времена. Так, торговая сеть SMALL начала инвестировать в собственную логистическую цепочку 5 лет назад, и сейчас это приносит ощутимые преимущества.
«На данный момент у компании SMALL существует 4 собственных торгово-логистических центра. Во время пандемии мы построили собственный ТЛЦ на 15 000 кв.м. в Нур-Султане. На этой неделе отрывается собственный температурный склад. Имеем собственный автотранспорт – 50 крупных автомобилей-рефрижераторов, около 180 пятитонников. Сейчас это приносит свои плоды нашей сети. Это прямые контракты с иностранными производителями. Доля прямых контрактов с импортом составляет уже 20%», – добавил Демид Самошкин.
Инвестирование в собственную логистику помогает торговым сетям убирать из цепочки поставок посредников и работать напрямую с производителями. Для небольших производителей с хорошим продуктом это отличный шанс зайти на рынок и появиться на полках крупных магазинов.
Как отметили на Конвенте, развитие проекта строительства торгово-логистических центров поддерживается и государством.
температурными складами, со своей логистикой и транспортом. В Караганде есть центр, который запустился меньше года назад, но уже благодаря ему многие отечественные производители начинают решать свои проблемы. У центра есть много функций от предпродажной подготовки до логистики. У некоторых ТЛЦ налажены связи и контракты с локальными сетями. По последним данным 17 таких центров планируют построить по всему Казахстану. Они будут различаться. Некоторые будут фокусироваться на хранении, другие – на торговле», – поддержал Демида Самошкина Асет Айтбаев.
Важную роль в развитии ритейла играет единственное в Казахстане отраслевое B2B событие в сфере розничной торговли стран СНГ – Международный Конвент ведущих ритейлеров и поставщиков «Мир торговли».
«Казахстан стал мостом для заключения контрактов между иностранными ритейлерами и иностранными поставщиками. Всего в Конвенте приняли участие 110 компаний-производителей товаров и оборудования из Казахстана, России, Армении, Узбекистана, Ирана, Германии, Италии, Кыргызстана, Таджикистана, а также 145 представителей ведущих розничных сетей из Казахстана, России, Кыргызстана, Узбекистана, Армении, Беларуси и Таджикистана. 22 ритейл-компании заключили контракты с поставщиками сразу во время работы мероприятия. Впервые сразу на площадке были заключены договора на сумму более 5 миллионов долларов», – отметила организатор Конвента Елена Саргалдакова.
Следующая встреча крупных ритейлеров и поставщиков из стран СНГ состоится 24-25 ноября в Алматы.
Конвент «Мир Торговли» организован Международным оператором деловых мероприятий розничной индустрии EXIM EXPO при поддержке Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», Центра развития торговой политики “QazTrade”, ТПП разных стран, ЦПЭ регионов РФ, АРР России, отраслевых ассоциаций и союзов.