Бизнес и экономика

США говорят «до свидания» арктической нефти

 

16 октября 2015 года администрация президента США Обамы объявила об отмене государственных торгов на право по осуществлению буровых работ в Чукотском море и море Бофорта, которые были запланированы на 2016 и 2017 годы. На прошлой неделе стало известно, что Министерство внутренних дел США приняло решение отклонить заявки нефтяных компаний на продление уже действующих лицензий. Компании Statoil и Shell просили о приостановке действия лицензий, что позволило бы им сохранить право аренды на срок, превышающий изначально установленный в 10 лет. Срок аренды истекает у них на участках в море Бофорта в 2017 году, в Чукотском море — в 2020 году.

 

Таким образом, аренда перспективных нефтеносных участков на арктическом шельфе США практические свертывается. Кроме того, свертывается и уже идущая работа. В сентябре 2015 года нефтегазовая компания Shell приняла решение прекратить проведение разведочных работ у побережья штата Аляска и отказаться от их возобновления в ближайшем будущем.

 

Арктическая нефтедобыча в США из близкой перспективы переводится в дальнюю. В докладе за 2015 год Национального нефтяного совета США (National Petroleum Council) утверждается, что в течение следующих 35 лет арктическая нефть станет поддерживать внутреннюю добычу и потребление по мере снижения добычи в США сланцевой нефти. Арктическая нефть, таким образом, пойдет в дело по мере исчерпания сланцев.

 

В настоящее время на арктическом шельфе США имеется шесть эксплуатационных нефтяных скважин при том условии, что американский шельф Аляски имеет площадь более 400 млн гектаров с длиной более, чем в 6 тыс миль береговой полосы. Эти арктические районы находятся в море Бофорта, Чукотском море, Беринговом море, заливе Кука и заливе Аляска собственно у полуострова Аляска. Утверждается, что линия берегового шельфа штата Аляска по своим энергетическим ресурсам превышает весь остальной потенциал офшорной береговой линии США.

 

Интерес к добыче арктической нефти и газа был стимулирован в 2000-е годы идущим изменением климата в Арктике. Казалось, что сезонное окно для морских буровых в Арктике увеличивается. Это и начало «арктической гонки» послужили стимулом к началу нефтеразведки на шельфе Аляски.

 

В 2008 году Геологическая служба США (USGS) дала оценку неразведанных запасов нефти и газа к северу от Полярного круга. В ее докладе утверждалось, что Арктика представляет из себя географически самый большой перспективный и неразведанный для нефтедобычи район в мире. По оценкам USGS, общий арктический потенциал составляет около 90 млрд баррелей нефти, около 1700 триллионов кубических футов природного газа и 44 млрд баррелей сжиженного природного газа. В одной публикации в 2009 году в журнале Science утверждалось, что 30% неразведанных запасов природного газа в мире и 13% — нефти может быть обнаружено к северу от Полярного круга.

 

По самым последним оценкам, опубликованным в 2015 году, Бюро океанического энергетического менеджмента (BOEM) Министерства внутренних дел США утверждает, что океанический шельф Аляски содержит неразведанных, но потенциально извлекаемых энергетических ресурсов в размере 27 млрд баррелей нефти и 131 трлн кубических футов природного газа.

 

Арктическая нефтедобыча является перспективным направлением, контролируемым в США государством. Министерство внутренних дел постоянно информирует президентскую администрацию США о состоянии дел с арктической нефтедобычей. Администрация дает министерству конкретные директивы и принимает стратегические решения. В 2011 году в рамках стратегии президента Обамы на повышение внутреннего производства энергии Бюро океанического энергетического менеджмента Министерства внутренних дел США приняло пятилетний план лизинга офшорных участков на 2012—2017 годы, согласно которому планировалась выдача лицензий на участки в Чукотском море и Заливе Кука в 2016 году, в море Бофорта в 2020, заливе Кука в 2021 году и Чукотском море в 2022 году. В январе 2015 года BOEM предложил программу лизинга на новое пятилетие 2017—2022 годы. Но прошло всего несколько месяцев и лизинговые проекты свертываются по прямому указанию президентской администрации США. Ранее в 2010 году президент Обама восстановил мораторий на аренду вокруг Алеутских островов и в Бристольском заливе у Аляски сроком до окончания 2017 года. В декабре 2014 года президент установил неопределенные временные рамки запрета на сбор геологических и геофизических данных и других мероприятий в этих районах. 27 января 2015 года президент Обама на неопределенный срок установил запрет на сдачу в аренду района Ханна Шол в Чукотском море, а также некоторых других частей в море Бофорта и Чукотском море. Общая тенденция ясна: запрет явно преобладает над разрешительной практикой.

 

Что касается самих транснациональных энергетических корпораций, то в работах на шельфе Аляски первенствовала Shell Oil Company. Shell начала разведочное бурение на шельфе Аляски летом 2015 года, но в конце сентября объявила, что в обозримом будущем прекращает дальнейшее изучение шельфовых арктических недр. В Shell назвали несколько причин такого решения: недостаточные показатели нефти и газа в открытых месторождениях, высокие затраты, связанные с проектом, а также «сложный и непредсказуемый» характер федеральный нормативно-правовой базы для шельфа Аляски.

 

А пока эта развивающаяся нормативно-правовая среда формируется в США с учетом крайней озабоченности возможными авариями и потенциальными разливами нефти в Арктике с учетом удаленности и суровых условий региона.

 

В феврале 2015 года BOEM и Бюро безопасности и экологического правоприменения (BSEE) Министерства внутренних дел предложили такие правила техники безопасности для арктического разведочного бурения, которые включают несколько требований для компаний по сокращению рисков потенциальных нефтяных разливов. Именно они и отпугнули Shell. Некоторые члены Конгресса под влиянием отраслевых лоббистов выступили против предлагаемых положений, как чрезмерных и излишне обременительным. Другие члены Конгресса, наоборот, под влиянием экологических организаций утверждают, что даже предлагаемые суровые правила не достаточны для защиты региона от потенциального ущерба окружающей среде.

 

Споры вокруг регулирования разведки усугубляет собственный опыт Shell в разведочном бурении в Чукотском море и море Бофорта в сезон 2012 года. Внимание общественности тогда привлек случай, когда принадлежащая компании буровая села на мель. Таким образом, свертывание перспектив арктической нефтедобычи официально идет в США под предлогом экологических проблем.

На самом деле, при нынешнем состоянии рынка ТНК столкнулись с тем, что арктические газ и нефть технически извлекаемы с учетом современных технологий, но экономически это не выгодно.

 

Общепризнанно, что последствия изменения климата в Арктике и, в частности, уменьшение на водной морской поверхности льда, отступление ледников стимулируют деятельность человека в регионе, которая во многих случаях имеет потенциал для создания нефтяного загрязнения. Но климатические изменения могут создавать и дополнительные проблемы для самой разведки и нефтедобычи. Например, подтаивание вечной мерзлоты может сделать неустойчивыми опоры нефтедобывающих сооружений и трубопроводов. Но основной проблемой остается угроза потенциальных больших разливов нефти в этом районе. Прецедент имеется — это катастрофа в 1989 году танкера «Эксон Вальдез» у берегов Аляски. В море тогда вылилось около 260 тыс. баррелей нефти с образованием на морской поверхности пятна общей площадью в 28 тыс квадратных километров. Недостаток оборудования и людей затруднили ведение очистительных работ.

 

Сейчас в США указывают, что трансарктическая транспортировка нефти не регулярной основе повышает статистическую возможность разливов нефти из танкеров. Другая угроза — это разлив нефти из скважин. Американское руководство находится до сих пор под кошмарным впечатлением от катастрофы 2010 года на нефтяной платформы Deepwater Horizon в Мексиканском заливе. В ходе этого 130-ти дневного инцидента в морскую воду из разрушенной подводной скважины попало около 4,9 млн барелей сырой нефти.

 

Сомнение в США вызывает то обстоятельство, что Национальный исследовательский совет (NRC), занимавшийся изучением нефтеносных пластов на Аляске, в 2001 году заявил, что «прорывы, результатом которых станут большие разливы нефти, маловероятны» в этом районе. Однако подобное NRC утверждал и в отношение нефтедобычи на шельфе Мексиканского залива. Последнее оказалось не так. Поэтому к заключениям NRC нет доверия.

 

Shell Oil, начавшая разведку на шельфе Аляски, указывала на относительную безопасность нефтедобычи в районе, поскольку работы шли на глубине, не превышавшей 50 метров. Кроме того, Shell Oil утверждала, что в Чукотском море давление извлекаемой на шельфе нефти в два-три раза меньше, чем в Персидском заливе. Однако при этом общепризнанным остается то, что даже при самых совершенных системах безопасности разливы нефти могут случиться по вине оборудования или из-за человеческого фактора.

 

В настоящее время аксиомой стало то, что любой разлив нефти может нанести значительный ущерб окружающей среде, человеку, отдельным биологическим организмам и целым популяциям. Климатические условия в Арктике могут иметь последствия в виде токсикологических эффектов, которые еще не изучены. Например, разлив нефти на вечной мерзлоте может сохраняться в экосистеме на относительно длительные периоды времени. Последствия разлива нефти в высоких широтах в холодном океане могут длиться дольше, и вызывать больший ущерб, чем ожидалось. Однако некоторые недавние исследования показали, что разливы нефти в более низких широтах сохранялись дольше, чем первоначально ожидалось, повышая тем самым обеспокоенность уже в отношение Арктики.

 

Время ответной реакции на разлив является критическим фактором. В условиях Арктики она будет явно замедленной из-за недостатка инфраструктуры. К северу от острова Кадьяк на Аляске Береговая охрана США вообще не имеет аэродромов. В том случае, если местные общины построили посадочные полосы для легких самолетов, то нет дорог, привязанных к ним. Ближайший крупный порт на Алеутских островах расположен примерно в 1300 милях от мыса Барроу, где Shell Oil собиралась добывать нефть. Два основных метода устранения разливов — горение на месте и применение диспергирующих растворов могут быть ограничены или даже исключены в арктических условиях из-за отсутствия необходимой материально-технической поддержки — самолетов, специальных судов и другой инфраструктуры.

 

Позиция США: открытие новых нефтяных и газовых месторождений в Арктике может стать продуктивным только в случае создания необходимой и безопасной инфраструктуры хранения и транспортировки. Поэтому официально с арктической нефтью в США не прощаются, ей лишь говорят: «до свидания» с тем, чтобы вернуться к ней через несколько десятков лет.

 

Источник: EADaily

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»