Флотилия танкеров с казахской нефтью взяла курс из Черного моря в Средиземное
С терминала Каспийского трубопроводного консорциума, который пострадал из-за шторма во второй половине марта, отправилась целая флотилия танкеров с казахской нефтью. На их борту около 9 млн баррелей нефти. В Казахстане сообщили, что на терминале по-прежнему работает только одно причальное устройство из трех.
«Целых 9 млн баррелей казахской сырой нефти наконец покинули терминал КТК на российской территории. До этого 10 дней никакого экспорта не было», — написали в Twitter блогеры Tankertrackers.сom. Они отслеживают движение танкеров по всему миру. Ранее в Tankertrackers.сom отмечали, что танкеры на терминале КТК загружались, но никуда не отправлялись.
Информация блогеров подтверждается данными навигационных порталов. К проливу Босфор направляются 10 танкеров. Например, Sea Amber следует во Францию.
Министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков заявил сегодня, как передает корреспондент Tengrinews.kz, что на терминале КТК по-прежнему работает одно выносное причальное устройство из трех.
«Один причал рабочий, все так же. Где-то 60 процентов мощности отгружается. По остальным, которые на ремонте, причину выяснили, сегодня утром спрашивали. Там три балла шторм вчера был. Потому что выносной причал, должны водолазы спускаться, они при таком шторме не могут технически спуститься. Одни спустились — выявили. Для замены должны спускаться другие бригады. Вроде по прогнозу обещают, что уляжется погода. Но у них вообще штормит же до конца марта — начала апреля», — сказал журналистам глава Минэнерго Казахстана.
По его словам, пока будет производиться ремонт, экспорт казахстанской нефти сократится, но это сокращение не будет критическим.
«Если до 10 апреля, до 15-го успеют ремонт сделать, то сильно никак не повлияет. Если задержатся на месяц, да, потери будут. На самом деле у нас запасы перевыполнения были еще в начале года. Поэтому с этим учетом у нас потери до середины апреля нет», — сказал Болат Акчулаков. Он полностью отверг версию о диверсии.
Как сообщало EADaily, в начале двадцатых чисел марта аномальный пятибалльный шторм на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума под Новороссийском повредил два выносных причальных устройства.
«На сегодняшний день погрузка на нефтяном терминале остановлена полностью», — заявил 23 марта в эфире Первого канала генеральный директор КТК Николай Горбань. Он добавил, что пока есть небольшой запас в резервуарном парке, но он не бесконечен: «Предполагаем, что к концу суток мы вынуждены будем остановиться».
Восстановление может занять полтора-два месяца, сообщил вице-премьер Александр Новак, выступая в Госдуме. «И в этот период, конечно, этот объем нефти на мировые рынки может не поставляться, что может сказаться на рынках нефти», — заметил заглавы российского правительства.
Сам КТК сообщал, что оперативный аварийный запас наиболее важного оборудования оперативно формируется. «Однако, при этом остается неопределенной ситуация с дальнейшей поставкой необходимых для устойчивой работы запасных частей и оборудования. Необходимо отметить, что основные иностранные поставщики комплектующих — компании Imodco, Blue Water и Gall Thomson Environmental Ltd. — уже заявили АО „КТК-Р“ об отказе от дальнейшего сотрудничества и отменили все запланированные ранее поставки, несмотря на авансовую оплату со стороны КТК в полном объеме еще в декабре 2021 года», — сообщал консорциум 28 марта.
России в КТК принадлежит 24%. При этом, по результатам 2021 года, 87% поставляемой по нефтепроводной системе сырья добыта в Казахстане и большая ее часть принадлежит европейским и американским компаниям.
В КТК поступает нефть с месторождений Тенгиз, Карачаганак и Кашаган. В первом американским Chevron и ExxonMobil принадлежат 75%. На Карачаганаке 76,5% распределены между итальянской Eni, нидерландско-британской Shell и американской ExxonMobil. В Кашагане, в свою очередь, американским, европейским и японским компаниям принадлежит уже более 90%.
В 2021 году средняя прокачка по КТК составляла 1,3 млн баррелей в сутки.
«Это негативное событие для рынка. КТК — это основной маршрут экспорта казахской нефти, который рассчитан на 67 млн тонн в год. Теоретически Казахстан может отправить часть нефти через балтийские порты России, а другую — в Азербайджан танкерами и далее по нефтепроводу в турецкий Джейхан. Но это дорогие варианты», — говорил EADaily ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков.
Новость об остановке КТК поддержала высокие цены на нефть, которые продолжают держаться выше $ 100 за баррель из-за снижения экспорта российской нефти. По данным Международного энергетического агентства, в марте добыча нефти в Казахстане снизилась на 320 тыс. баррелей в сутки.