Бизнес и экономика

Казахстан не готов к повальной приватизации земель, реформа требует широкого обсуждения с фермерами и общественниками

 

По самому грубому подсчету средней ТООшке, имеющей 1000 гектаров пашни на богаре в СКО нужно будет отдать 138 тыс. долларов, чтобы получить свой надел в собственность, в Акмолинской чуть дешевле – 132 тыс., и накладней всего приватизация данного участка обойдется костанайскому фермеру – 148 тысяч. Казалось бы, средняя цена бэушного импортного комбайна. Предприятие с оборотом миллион долларов – крепкий середняк – вполне потянет такую сумму. Раз и навсегда приобретет землю… 

 

Такая арифметика предлагается в проекте закона о приватизации. «Земельная тема» после известного выступления Президента Нурсултана Назарбаева встала очень остро и моментально созданные рабочие группы начали свое дело. Полемика возникла в залах заседаний и в СМИ. Конечно, много противников. Особенно среди тех, кто мало разбирается в земельном законодательстве и привык рубить с плеча. На самом деле уточнений, поправочных коэффициентов в нормативной базе земельного законодательства предостаточно, типов и подтипов земель такое же множество. Менее пестр состав самих агроформирований (по уровню развития). Но, каждому «достанется» от нового закона. Так считают в Союзе фермеров Казахстана (СФК). Общественники вчера поделились с «&» своим видением инициатив Главы государства, и того как они трансформировались в умах чиновников.

 

Приятно отметить созвучие мыслей «&» с позицией СФК во многих ключевых местах. 

 

Позиция СФК

 

Союз, прежде всего, призывает чиновников не торопиться с реформами земельного законодательства и обсудить их с сельским населением. В частности, в общественном объединение обеспокоены предлагаемыми критериями реализации земель в частную собственность и высокой стоимостью земли. Фермеры уверены, что «благодаря» таким реформам, лучшие земли могу прибрать к рукам лишь весьма состоятельные люди, давно уже не проживающие в сельской местности и, соответственно, не радеющие за село. Вместе с тем, львиная доля мелких и средних крестьян рискует остаться без главного своего ресурса к существованию и в будущем будет вынуждена идти к владельцам земельных наделов в качестве наемных «субподрядчиков».

 

Напомним, тему приватизации земель в своем недавнем выступлении затронул Нурсултан Назарбаев, а так как понятие приватизации включает в себя и выкуп и безвозмездную передачу государством, в Союзе фермеров Казахстана надеются, что реально работающие фермеры смогут получить земельные наделы именно на безвозмездной основе:

– Сегодня главный спор возник вокруг стоимости земли и критериев определения победителей на аукционах. Что касается стоимости, то вариантов несколько и все они имеют право на жизнь. Но государство, в лице чиновников, должно понять, что выкупить за 1 год землю, причем даже за половину от кадастровой стоимости – не сможет большинство фермеров. Даже крупные, стабильные хозяйства в шоке от такого требования, что говорить о тех, кто сидит в кредитах и погряз в долгах. Мы считаем, что те фермеры кто успешно работает на земле как минимум 5 лет должен получить ее от государства на безвозмездной основе. Или же землепользователь должен иметь возможность выкупить предоставленные ранее в аренду земли до истечения срока аренды, а это от 10 до 49 лет, причем по льготной цене составляющей 10% от кадастровой стоимости. Кроме этого, вызывают массу вопросов и недоумение критерии или правила аукционов. Мы обсуждали позицию Союза с фермерами из регионов и там люди крайней возмущены. Крестьяне не понимают, почему государство идет на такие шаги. Это, без преувеличения, грозит настоящей катастрофой для села, – недоумевают в СФК.

 

По словам экспертов Союза фермеров, львиная доля крестьян брала землю у государства в аренду на 49 лет и сейчас не должно быть никакого давления. Если не бесплатно, то условия должны быть максимально доступными для мелких фермеров. Те, у кого есть возможность – должны иметь право выкупить эту землю в собственность, те же у кого такой возможности нет – должны иметь право пользоваться землей на правах аренды до истечения срока. И только после этого либо выкупить землю, либо вернуть её государству. В условиях тотального дефицита оборотных средств для мелких и средних фермеров такой вариант был бы наиболее приемлем.

 

– Осенью прошло года Национальный банк РК обнародовал цифры по проблемным кредитам банков второго уровня, так вот за год количество таких кредитов конкретно в отрасли сельского хозяйства выросло на 128%! И поверьте, это не от хорошей жизни – у крестьян просто нет денег. В 2010 и 2012 годах урожай сгорел из-за засухи, а в прошлом году часть урожая сгнило под снегом, и где сегодня фермеры должны искать деньги? – задаются риторическим вопросом в Союзе фермеров.

 

Немало вопросов вызывают и другие критерии продажи земли через аукционы. Например, требование об обязательном профильном образовании. Проще говоря, фермер желающий приобрести землю должен быть либо агрономом, либо ветеринаром, либо иметь другую специальность в отрасли сельского хозяйства:

– Я уже не один год и весьма успешно занимаюсь сельским хозяйством. У меня есть богатый опыт, знания, главное – я живу тут на селе и болею за него всей душой. Но у меня нет профильного образования. В свое время я отучился на инженера-механика в сфере дорожного строительства. И что мне теперь делать? Бежать сдавать документы в ВУЗ, в колледж, а потом 4-5 лет за партой сидеть? Мы готовы учиться, готовы повышать свой уровень, но не под таким прессингом и не в таких условиях, – возмущен глава КХ «Нива» Евгений Лавров.

 

На самом деле этот пункт далеко не праздный. Согласно официальным статданным, лет пять назад более половины руководителей действующих крестьянско-фермерских хозяйств по стране имели лишь среднее образование, а это почти 87 тысяч хозяйств.

 

Еще более сложным для фермеров видится пункт о наличии всей необходимой сельскохозяйственной техники. Даже не специалисты в курсе, что в Казахстане с обновлением техники дела идут не ахти как. При нынешних темпах обновления на полную техническую модернизацию может уйти более 70 лет, что говорит о низких доходах большинства фермеров и недоступности финансирования. В Союзе предлагают снизить планку хотя бы до 40% от необходимого технопарка.

 

Впрочем, пока озвученные механизмы – лишь предложения. Ожидается, что разработанный рабочей группой пакет будет рассмотрен Национальной комиссией по модернизации при Президенте РК и только потом поступит на обсуждение в законодательный орган страны. Скорее всего, депутаты получат проекты изменений лишь осенью, после летних каникул. Тем не менее, Союз фермеров Казахстана призывает экспертное сообщество и чиновников не форсировать события, а досконально взвесить все «за» и «против» и обязательно обсудить эти вопросы непосредственными с работающими на земле крестьянами и рядовыми сельскими жителями. Необходимо провести масштабную разъяснительную работу. Так как завтра именно сельчанам жить по рассматриваемым сегодня законопроектам. 

 

От редактора

 

В целом, большинство прений сейчас идет вокруг того, что называется землями специального земельного фонда. Если посмотреть на них глазами обывателя, то приватизация, прежде всего, защитит эти земли от волеизъявления местных исполнительных органов. Мы можем наговорить много умных слов, но на деле мы знаем, что в силах акима района мобилизовать надзорные службы, «уличить» в нерадивом использовании латифундиста местного разлива и передать земли спецфонда в другие руки. В то же время правила могут регламентировать переход этих земель в частную собственность довольно жестко. 

 

Но есть у нас еще и индивидуализированные земли, закрепленные однажды за селянами на праве долгосрочной аренды. Это слабое звено реформы. По справедливости, по народной совести: землю – крестьянам. Но, видимо, нужна оговорка: «с правом наследования, но без права перепродажи». Ибо если без этого уточнения, то можно догадаться, сколько сельских жителей, находящихся неподалеку от черты бедности захотят продать свой надел.

 

Но большего вмешательства реформ требует не регламентирование права на землю, а установление четких, максимально защищенных законом взаимоотношений между владельцами права на землю и землепользователями. Закрепить землю за селянином одно, сделать так, чтобы от нее был для человека прок – совсем другое. Тем, кто пишет о глубинке, тем, кто знает о ее заботах не понаслышке, знакомы сотни историй о влачащих полуголодное существование… нет, не семьях – целых селах! Все из-за того, что инвестор попросту обманывает людей, пользуется их безграмотностью и безвыходностью.

 

И в этом видится главная надежда на грядущие реформы – юридического закрепления статуса землевладельца. Мы привыкли, что землевладелец – это нечто большое и хищническое. А может быть это маленькое, и настырное?

 

В принципе, уже сегодня можно говорить, что владелец условной земельной доли находиться в конкурентной среде: кому захотел тому и доверил, а не хочешь – сам обрабатывай. Но на самом деле, это только видимость – арендатор закабален. Потому что без общего собрания членов из ТОО не выйдешь, а о мухлёже, с этим общим собранием и о сладких речах «инвесторов» мы наслышаны. Даже если выйдешь, заберешь свою земельную долю – куда с ней? 

 

Поэтому земельная доля должна стать еще и неким весомым финансовым инструментом перед государством, ее держатель должен иметь преференции в получении кредитов и субсидий. 

 

P.S. А на сладкое таблица. Каждый может прикинуть стоимость земли в своем районе. 

 

Это базовые ставки платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность для сельскохозяйственных целей, от которых отталкиваются те, кто готовит приватизационную реформу. Измерение – тысяч тенге за один гектар. 

 

Можно шутки ради прикинуть сколько денег можно выручить, например, с приватизации земель в Акмолинской области. Выведем средарифметическую ставку – это 31500 тенге за гектар неорошаемой земли, делим пополам, равняется 15750 тенге за гектар. Нынче в посевной в регионе участвует 4,7 млн. гектар. 74 миллиарда тенге или почти 400 миллиона долларов. Неплохое вливание в бюджет.

Автор: Виктор АСЛАНОВ

 

Источник: margin.kz

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»