Бизнес и экономика

О текущей ситуации рационального использования земель сельхозназначения рассказал Кайрбек Ускенбаев

 

В пятницу в Комитете по аграрным вопросам, природопользованию и развитию сельских территорий Сената Парламента РК на заседании круглого стола по теме: «О состоянии использования земель сельскохозяйственного назначения, совершенствование законодательства в области управления земельными ресурсами» Вице-министр национальной экономики РК Кайрбек Ускенбаев рассказал о текущей ситуации рационального использования земель селькохозяйственного назначения. ООб этом со ссылкой на пресс – службу МНЭ РК сообщает Etoday.kz.

 

Кайрбек Ускенбаев отметил, что в соответствии  с поручением Главы государства – провести тщательную инвентаризацию всех земель, определить их потенциал для ввода в сельхозоборот, Министерством национальной экономики РК совместно с местными исполнительными органами (МИО) проделана большая работа по выявлению неиспользуемых земель, чего в масштабах всей страны ранее не проводилась.

Результаты данной работы были рассмотрены на заседании Правительства, соответствующие поручения и рекомендации доведены до местных исполнительных органов.

 

Инвентаризацией охвачено 96 млн. га сельхозназначения (начиная с 2012 года):

– Выявлено 19,2 тысяч неиспользуемых земельных участков сельхозназначения, на площади 7,4 млн. га, из которых пашня – 943,0 тыс. га, в том числе 59,1 тыс. га – орошаемая.

– Выявлено более 91% неиспользуемых земельных участков у крестьянских и фермерских хозяйств на площади 3,7 млн. га, из которых  407, 6 тыс. га пашня, в том числе 30,6 тыс. га – орошаемая.

 

«Севообороты, которые являются одной из составляющей рационального внутрихозяйственного землеустройства, применяются только на площади  2,9 млн. га, что составляет 11,9 %, у крестьянских и фермерских хозяйств- 4%», – сообщил Вице-министр, отмечая низкий уровень проведения работ землепользователями по сохранению плодородия почвы.

Содержание гумуса в почвах богарного земледелия определено как высокое только на 2,2% пашни, среднее – 36,1%, низкое – 61,7%.

 

В почвах орошаемого земледелия:

на высокое содержание гумуса приходится только на 0,2% площади орошаемой пашни, на среднее – 1,6%, низкое – 98,2%;

При наличии таких показателей эффективность использования пашни зависит от применения минеральных и органических удобрений.

В то же время их использование в целом по стране остается низким.

 

«Из 1,6 млн. га орошаемых земель исправленная оросительная сеть имеется только на площади 634 тыс. га (40,8%), а оставшаяся часть требует реконструкции (52,4%) или подлежит списанию (6,8%)», – сказал Кайрбек Ускенбаев.

 

Степень использования пастбищ в целом составляет 73,9%, у крестьянских и фермерских хозяйств 87,2%, негосударственных сельхозтоваропроизводителей – 61,7%.

 

При этом за счет исправных обводнительных сооружений обводняется лишь 5,9 млн. га (13,5%). На остальной площади пастбищ -38,3 млн. га обводнительные сооружения (38,4 тыс. штук) требуют реконструкции.

 

По результатам  2012  года, 1,2 млн. га неиспользуемых земель были возвращены в государственную собственность, из которых впоследствии 450,0 тыс. га вовлечены в повторный сельскохозоборот. После принятых мер воздействия начали использоваться еще 1,3 млн. га.

В 2013 году в государственную собственность было  возвращено 532,0 тыс. га (38,7 %), в повторный сельскохозяйственный оборот вовлечено 105,8 тыс. га.

 

По выявленным в 2014 году фактам не использования земель  соответствующие меры реагирования принимаются в текущем году.

По словам Вице-министра, значительная часть неиспользуемых земель приходится на участки, находящихся в залоге финансовых структур. На период судебных разбирательств они надолго выбывают из оборота.

 

Так, в Акмолинской области из неиспользуемых 1,6 млн.га земель сельскохозяйственного назначения в залоге находится 982,6 тыс.га, Костанайской области из неиспользуемых 747,6 тыс.га в залоге 360 тыс.га, Павлодарской из неиспользуемых 687,5 тыс.га в залоге 515,3 тыс.га, Северо-Казахстанской из неиспользуемых 282 тыс.га в залоге 265 тыс.га.

 

«Реальные причины нерационального использования земель лежат не только в области законодательства, многое зависит от экономических и финансовых инструментов», – отметил Кайрбек Ускенбаев.

 

Министерством национальной экономики предпринимаются активные меры по комплексному решению проблем. В частности, выявляя и оформляя на прочной доказательной базе нарушения законодательства, которые допускаются как землепользователями, так и местными исполнительными органами, принят Комплексный план по проблемным вопросам землепользования.

 

Вносятся изменения и дополнения в Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, предусматривающие обязательные меры, направленные на сохранение и повышение плодородия почв, включая соблюдение севооборотов и  агротехнологий.

В целях совершенствования земельного законодательства в рамках работ по улучшению условий для предпринимательской деятельности проведены следующие работы.

  1. Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного управления».внесены поправки в Земельный кодекс, предусматривающие введение автоматизированного порядка предоставления земельных участков для целей строительства в черте населенных пунктов. Порядок предусматривает упрощение процедуры предоставления земельного участка в черте населенного пункта путем исключения земельной комиссии, необходимости согласования документации заявителем лично, сокращение срока получения земельного участка до 50 дней, и представление заявителем одного документа.
  2. Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» приняты ряд концептуальных поправок в Земельный кодекс по совершенствованию вопросов регулирования земельных отношений,  в частности:

– увеличен срок аренды земель сельхоз назначения иностранным лицам (лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам) до 25 лет с условием внедрения высокопроизводительных, конкурентоспособных производств, новых технологий в отрасль сельского хозяйства;

– введена новая норма, по передаче права землепользования  в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании;

– определены конкретные сроки использования и случаи неиспользования земель, предназначенных для строительства и сельскохозяйственного назначения;

– совершенствованы нормы по принудительному изъятию неиспользуемых либо используемых с нарушением земель, уточнена процедура принудительного изъятия.

– предусмотрена норма по введению обременения на гражданско-правовые сделки по земельным участкам, неиспользуемым либо используемым с нарушением законодательства  

– введена норма по созданию реестра лиц, у которых принудительно изъяты земельные участки, которая направлена на предотвращение фактов нарушения законодательства путем введения ограничений на предоставление участков в дальнейшем лицам, включенным в данный реестр в течение 3-х лет со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка.

– внесены поправки, запрещающие изменение целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения для ИЖС и для ведения ЛПХ, за исключением случаев расширения земель населенных пунктов в соответствии с генеральными планами (или их заменяющей схемы развития и застройки населенных пунктов с численностью до пяти тысяч человек) в целях  не допущения не обоснованного изменения целевого назначения земель сельхоз назначения и сегментации их под строительство домов (ИЖС и ЛПХ);

– установлены на землях населенных пунктов 4 функциональные зоны  в соответствии с целевыми назначениями, что позволят не менять каждый раз целевое назначение участков, попадающих в одну функциональную зону.

  1. Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам ограничения участия государства в предпринимательской деятельности» в 2015 году внесены изменения в Земельный кодекс, в частности:

– увеличен срок аренды земель сельхоз назначения оралманам до 25 лет;

– споры (конфликты), связанные с земельными участками, находящимися в частной собственности, по соглашению сторон могут рассматриваться в порядке медиации (без участия госорганов, в досудебном порядке).

 

«В настоящее время для реализации поручения Главы государства по институциональным реформам сформирована рабочая группа из числа депутатов Парламента, руководителей министерств, общественных организации, проведены ряд совещаний по выработке новых механизмов передачи земли в частную собственность, в том числе посредством осуществления их массовой приватизации, а также упрощения процедуры смены целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения», – резюмировал свое выступление Вице-министр национальной экономики РК Кайрбек Ускенбаев.


В работе круглого стола приняли участие депутаты Сената Парламента РК, представители Министерства национальной экономики РК, Министерства сельского хозяйства РК, руководители акиматов основных зерносеющих областей, Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», РОО «Союз фермеров Казахстана», ученые-аграрии,  специалисты по земельным вопросам и сельского хозяйства.

 

Источник: Etoday.kz

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»